ЭЙДЕТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

EidDet1Современная педагогическая практика направлена в основном на заучивание, а не на обучение, на знания, а не на умения и навыки, на эксплуатацию интеллекта и памяти, а не на их развитие.

Основная причина, почему многие дети не хотят учиться – это то, что приходится много всего запоминать. Учителя обрушивает на ребенка гигантский объем знаний, но, к сожалению, не учат, как их воспринять и воспроизводить. Результатом такого образовательного процесса является скучная и неэффективная зубрежка. Еще хуже, если ребенку этот предмет совсем не интересен… Дети при этом теряют много энергии и времени впустую. Первая же неудача может надолго отбить у ребенка охоту учиться.

При этом дети довольно легко обучаются родному языку, познают окружающий мир без помощи учебников и учительских наставлений, хорошо ориентируются в ценах на любимые сладости и разбираются в компьютерных играх.

Физиологической причиной этому является специфика восприятия информации детьми. Она основана на развитии правового полушария в течение первых лет жизни в большей степени, чем левого. Именно правое полушарие связано с воображением и пространственной ориентацией. В первые 6-7 лет своей жизни человек запоминает 70-80% информации, которую в дальнейшем активно использует. В традиционном же развитии ребенка упор в обучении делается на логическое мышление, за которое ответственно левое полушарие левое. Оно формируется приблизительно к 13 годам. Развитие эйдетических способностей позволяет использовать больше возможностей нашего мозга в равной степени, поддерживает природные склонности.

Э.Йеншем и его сотрудниками была разработана классификация степени выраженности эйдетизма. Нулевая степень (0): образуется только послеобраз с нормальными признаками, как правило непродолжительный, другого цвета (например, лампочка была белой, а блики в глазах стоят другого цвета и быстро исчезают). Первая ступень (1): для появления образа необходимо закрепление; послеобраз проявляет признаки зрительного образа. Вторая ступень (2): фиксация необходима; слабые зрительные образы; отклонение величины и формы зрительных образов при внешнем воздействии. Третья ступень (3): зрительные образы слабой и средней ясности появляются от несложных объектов без применения фиксации; от сложных объектов могут быть видны частные детали. Четвертая ступень (4): ясные и полные зрительные образы образуются от сложных объектов. Пятая ступень (5): зрительные образы видны ясно и со всеми мелкими деталями. По мнению ученых доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей-эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100%.

Школьный и дошкольный возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Следовательно, развитие эйдетизма будет иметь наивысшие результаты, если начать заниматься эйдетикой в детстве. Своего максимума эйдетические проявления достигают к 11-12 годам. С наступлением переходного возраста в 15-16 лет наглядные образы начинают исчезать.

Занятия по развитию эйдетических способностей будут особенно актуальны для тех детей, которые трудно воспринимают современный образовательный процесс и не проявляют желания выполнять домашние задания, недостаточно активны на уроках и медленно реагируют на поставленные перед ними задачи. Комплексная программа развития образного и логического мышления активизирует творческие способности, игровая форма тренинга формирует позитивную мотивацию к учебе и закладывает прочный фундамент для дальнейшего обучения.

Для развития эйдетизма существуют различные упражнения. На таких занятиях обучают запоминанию информацию с помощью эйдетических образов. Методика использования воображения подкрепляется положительными эмоциями, что непременно приводит к успешному усвоению информации. Именно такая память даёт в последующем возможность воспроизводить огромное количество информации, разной сложности и насыщенности содержания. И если это занятия с детьми, то, взрослея, они не утрачивают эти способности.

Для увлекательного и эффективного обучения используются игры, сотрудничество, соревнования, открытые обсуждения и др. Детей стимулируют красочно описывать объекты, давать весёлые определения, придумывать «портрет», «биографию», например, буквам, «оживлять» цифры. Для развития ассоциаций ребенку может предлагаться объект, который есть возможность воспринимать по-разному. Здесь не будет верного ответа, и это позволит увидеть, определить для себя несколько предметов в нём, расширить своё воображение, развить гибкость мышления.

 

Результаты обучения:

1. Развитие образного мышления.

2. Улучшение концентрации и внимания.

3. Развитие и использование ресурсов образной памяти.

4. Умение создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

5. Точное и долговременное запоминание любой учебной и повседневной информации.

 EidDet2

Формат обучения:

Обучение на курсах детского скорочтения проходит в мини группах до 5 человек. Средний размер групп 2-3 человека.

Длительность курса - 15 занятий по 1,5 часа каждое.