ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

DiagGot1Если Вы не хотите, чтобы первый класс стал для Вашего ребенка «ежедневным кошмаром», когда все не получается, и в школу идти не хочется, - внимательно отнеситесь к тому, что именно понимается под «школьной готовностью»!

Школьная готовность состоит из двух составляющих: физиологической и психологической готовности.

Народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». И это действительно так. Обучение в школе требует от малыша напряжения всех физических сил: рано вставать, сидеть пять-шесть часов за партой (что для ребенка необычно и трудно, потому что требует сил не только на то, чтобы слушать учителя, но и на то, чтобы сдерживать естественную активность). Добавьте к этому сокращение времени на прогулки, двухчасовые домашние задания, отсутствие привычного в детском саду дневного сна, посещение кружков, и Вы поймете, что здоровье у первоклассника должно быть не просто хорошим, а отличным. Поэтому если малыш часто болеет, у него снижен иммунитет, есть какие-либо хронические заболевания или любые логопедические проблемы - это серьезные противопоказания к тому, чтобы отдавать его рано в школу.

Психологическая готовность делится на личностную, волевую и интеллектуальную. Именно интеллектуальной готовности все родители отдают «пальму первенства». Но в век информационного перенасыщения, когда активный словарный запас ребенка резко возрастает, он буквально «напичкан» знаниями, это еще не говорит о том, что так же развивается и его мышление. Ребенок шести лет должн научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Он уже способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает ребенок этой способности только тогда, когда с ним занимаются.

Личностная готовность состоит из навыков и способностей контактировать с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликта - качества, которые обеспечивают ей безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет сложно, даже если он интеллектуально развит. Если же такой готовности нет, то ребенок учится неровно, успехи наблюдаются только на тех занятиях, которые являются для ребенка интересными, а остальные задачи малыш выполняет небрежно, наспех.

Волевая готовность заключается в понимании ребенка, что от него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуют учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных структур волевого действия - ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия, - а также формирование познавательной деятельности - она состоит в формировании у детей способности преодолевать трудности, стремлении не пасовать перед ними, преодолевать их самостоятельно или с небольшой поддержке взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе.

Таким образом, даже интеллектуально «подкованный» ребенок, неплохо читает, считает до ста, и при этом в любую удобную минутку пытается поиграть машинкой, что спрятана в его кармане, может показать в первом классе отсутствие интереса на уроках, неуправляемое поведение и и тому подобное.DiagGot2

Готов Ваш ребенок к школе или действительно нужно подождать еще год должен определить профессиональный специалист - детский психолог, который в легкой адаптированной для малыша форме продиагностирует не только знания ребенка, но и необходимые для успешного обучения личностную, волевую и интеллектуальную готовность.